Ли Лефевр в своей главной (и, между прочим, отличной) книжке «Искусство объяснять» дает исчерпывающее определение тому, что такое успешное объяснение:
«Объяснение — это практика упаковки данных в форму, облегчающую их понимание и применение».
Эта практика опирается на два важных и сравнительно несложных правила:
1. Оцифруйте все, что может быть оцифровано Чтобы объяснять данные, для начала их нужно озвучить (а еще раньше — собрать). «Большой», «заметный», «весомый», «значительный», «явный», «взрывной» и даже «экспоненциальный» — это не данные, это оценка, которая ничего не объясняет (кроме того, что автор текста что-то не договаривает). Данные обычно измеряются в штуках, метрах, процентах, литрах, градусах, баррелях, долларах или еще какой-нибудь «твердой валюте». Чем больше в тексте оценок (вместо данных), тем ниже к нему доверие. Хотите, чтобы люди руководствовались вашей информацией на практике? Почаще задавайте себе вопрос: «Сколько вешать в граммах?»
2. Переведите данные на язык, понятный читателю Метры, литры, градусы и миллиметры ртутного столба далеко не всегда успешно вписываются в нашу картину мира и легко способны поставить в тупик. Зато мы быстро и безошибочно определяем, что значит «на расстоянии вытянутой руки», «комнатной температуры», «по щиколотку», «две автобусные остановки» или «десять минут пешком». Чем ближе предложенная автором система мер и весов к реальности читателя, тем легче нам перейти от понимания к применению.
Всемирный коронакризис наглядно продемеострировал: интуитивно мы знаем эти правила на зубок и легко применяем, когда цена понимания информации — жизнь. Осталось не забывать руководствоваться ими в мирное время.
А на картинках прекрасные примеры объяснений того, какая социальная дистанция сегодня является безопасной — понятные, без слов.