Блог WriteNow
Про экспертов Про бренды

Первый среди равных

Наткнулась на днях на крутое исследование того, что делает человека крутым. Прочитала следом все, что сходу смогла найти по этому поводу.
Оказывается, слово «крутой» (английское cool) не такой уж неологизм. Его появлению мы обязаны джазу и битникам, т. е. американской субкультуре 1940−60-х годов. Она, среди прочего, сформировала собственный лексикон, где «крутость» обозначала расслабленность, внутреннюю свободу и независимость от правил, несмотря на давление среды, где процветали расизм и социальная несправедливость.
Еще любопытнее то, что феномен крутости, несмотря на свое американское происхождение, сравнительно универсален. Исследование, проводившееся в 2018−22 годах на выборке из почти 6000 тысяч респондентов в 13 странах — от США до Австралии и от Нигерии до Южной Кореи, показало, что понятие крутости присутствует в разных языках и культурах и понимается везде примерно одинаково.
Мне ужасно нравится это определение (в самом исследовании его нет, но есть в одной из статье, вышедших по его итогам):
Человек становится крутым в глазах других, когда демонстрирует несоответствие общественным нормам, то есть нарушает правила и при этом не теряет свой социальный статус. Быть крутым означает выделяться из большинства, но не становиться изгоем.
Интересно подумать, как это преломляется в личном брендинге, а еще точнее — в бренде эксперта.

Кого мы считаем крутыми профессионалами?

Я задала этот вопрос сначала самой себе, а потом спросила Chat GPT. Тот факт, что он мало что смог добавить к моей версии ответа, свидетельствует, что наше понимание «профессиональной крутости», похоже, тоже вполне герметично.
Итак, крутой профессионал — тот, кто:
  • способен думать и действовать не по шаблону;
  • видит ситуации, где принятый протокол не работает или не отвечает интересам клиента, и меняет его на ходу;
  • сосредоточен на решении проблем, готов предлагать, отстаивать и реализовывать новые нестандартные решения;
  • отличается от других специалистов, способен принести уникальную пользу;
  • выполняет стандартные операции с экстраординарным уровнем мастерства (скорости или качества или того и другого вместе);
  • способен выполнять операции экстраординарной сложности.
Последние два пункта, если присмотреться, это критерии виртуозности, т. е. то, что делает из обычного профессионала очень-очень-очень хорошего профессионала.
А вот крутым профессионала, похоже, делает ровно то же, что делает человека крутым: готовность нарушать правила — протоколы, шаблоны, регламенты, нормы, стандарты — когда это отвечает интересам клиента.
Крутой профессионал не просто отлично делает свою работу, но еще
а) имеет собственную позицию,
б) имеет смелость ее отстаивать.
И это, вообще-то, ровно то, чего мы ожидаем от экспертов.
Мне это наблюдение видится совершенно захватывающим, как минимум, по двум причинам:
Во-первых, мы, наконец-то, наглядно можем увидеть, как именно мастер, профессионал или «успешный практик» становятся экспертами — не за счет приращения мастерства (это путь в виртуозы), а за счет приращения крутости! Т.е. присоединения новой роли, требующей отдельных — вполне универсальных — компетенций.
Авторы исследования утверждают, что таких компетенций шесть:

  1. автономность (способность самостоятельно принимать решения и действовать, не поддаваясь внешнему влиянию),
  2. авантюрность (готовность к риску и связанной с ним ответственности),
  3. экстравертность (общительность и социальная активность),
  4. открытость новому (любознательность, восприимчивость к новым идеям и опыту),
  5. влиятельность (стремление к авторитету и власти),
  6. гедонизм (индивидуализм и стремление к удовольствиям).
Иными словами, профессионализм не конвертируется в экспертность сам по себе: карьера эксперта это всегда шаг в сторону, а не просто вверх.
Во-вторых, мы можем еще раз подтвердить тот факт, который я не устаю повторять: эксперт — это статус, который присваивает не рынок, а профессиональное сообщество. (Я пишу об это, например, тут).
Дело в том, что оценить виртуозность исполнения обычно способен даже любитель. А вот оценить «профессиональную крутость» — только другой профессионал.
Авторы исследования говорят об этом так:
Крутость — это социальный конструкт. Человек, предмет или манера поведения становятся крутыми, если какая-то заметная часть общества или какая-то отдельная социальная группа начинают считать их таковыми.
В случае с профессиональной крутостью та самая «отдельная социальная группа» — это другие профессионалы. Т.е. в самом первом приближении эксперт — это тот, кого признают равным себе или лучшим среди себя другие эксперты.
В латыни есть знаменитый оксюморон: Primus Inter Pares, «Первый среди равных». Пожалуй, это исчерпывающая характеристика крутого эксперта.