В 2018-м году в Москву впервые приезжал Роберт Макки — писатель, педагог, автор учебника по сторителлингу «История на миллион долларов».
Макки — живое олицетворение идеи «бренда эксперта»: говорим Макки — подразумываем сторителлинг, говорим сторителлинг — подразумеваем Макки.
В преддверии его визита в Россию вышло замечательное интервью. Это не просто содержательный разговор на интересную тему (Макки рассказывает о сторителлинге в кинематографе), но и блестящий пример экспертного высказывания.
Почему этот текст оставляет безусловное ощущение того, что высказывается суперпрофессионал? Давайте посмотрим поближе и⦁заодно разберемся, как работает экспертный текст.
1. Суждения
Если вы⦁вчитаетесь в⦁интервью, то⦁легко заметите: Роберт Макки не⦁просто «делится опытом», он⦁выносит суждения⦁— в⦁ответе на⦁каждый вопрос, даже там, где в⦁самом вопросе к⦁этому, казалось⦁бы, ничего не⦁подталкивает.
В⦁любом из⦁его ответов есть фраза, которую смело можно вынести в⦁«лид», т. е. сделать подводкой к⦁статье. Это показатель высочайшей плотности суждений в⦁тексте, т.к. в⦁подводку всегда выносится самая сильная мысль (именно поэтому написать «лид» не⦁так-то просто⦁— в⦁обычном тексте мыслей немного).
Суждение⦁— основа экспертного высказывания, один из⦁«трех китов» экспертного текста. Это то, чего мы⦁в⦁первую очередь ждем от⦁автора—эксперта⦁— профессиональное мнение по⦁теме, а⦁не⦁просто перечисление фактов.

2. Польза
А⦁сейчас еще раз всмотритесь в⦁текст: Макки в⦁разговоре уверенно чередует форму суждений.
Экспертное суждение может быть оформлено тремя способами: оценка, рекомендация или прогноз.
Рекомендации в экспертных высказываниях встречаются чаще всего (все любят давать давать советы). Но в интервью Макки вы легко найдете все три формы суждений, включая самую сложную и неблагодарную — прогнозы. Поэтому от его речи остается ощущение пользы, а не поучительности.

3. Парадокс
Высший пилотаж экспертного текста⦁— подарить читателю инсайт (озарение). В⦁основе инсайта почти всегда лежит парадоксальное суждение. И⦁это то, что мы⦁легко найдем в⦁высказываниях Макки. Во⦁время чтения интервью вы⦁хотя⦁бы раз поймаете себя на⦁мысли: надо⦁же, а⦁я⦁так не⦁думал.
Здесь показателен ответ на⦁вопрос про тренды. «Есть⦁ли мода на⦁определенный тип историй?»⦁— спрашивает журналист. Самый очевидный ответ: есть, вот какие истории сегодня в⦁тренде… Но⦁Роберт Макки своим ответом доказывает, что способен видеть неочевидное:
«Мыслить трендами⦁— скользкая дорожка для автора. То, что вы⦁сейчас видите и⦁считываете как тренд, началось 10 или 15 лет назад в⦁головах очень творческих людей, которые очень чувствительны к⦁тому, что происходит в⦁окружающем мире, и⦁они почувствовали, в⦁какую сторону двигался мир. <…> Так что, если вы⦁как автор попытаетесь следовать этому сейчас, вы⦁опоздали на⦁10 лет. Что важно попытаться сделать⦁— это обратить внимание на⦁настоящий момент и⦁на⦁то, что может стать трендом через 10 лет. Если вы⦁поняли, что что-то стало трендом, значит, уже слишком поздно.»
Эта мысль⦁— парадоксальная. Она не⦁вытекает напрямую из⦁заданного вопроса, но⦁обогащает сознание читателя больше, чем простое перечисление модных тем.

4. Контекст
Главный принцип сценарного мастерства⦁— «показывайте, а⦁не⦁рассказывайте», и⦁Роберт Макки полностью реализует его в⦁своей речи.
В⦁первую очередь за⦁счет того, что смело расширяет контекст. «Левиафан» и⦁«Три билборда», компьютерные игры и⦁телевизионные мыльные оперы, американские школьные «стрелки» и⦁испанские стендап-комики⦁— все это создает контекст для его рассуждений.
Макки держит в⦁фокусе тему (сторителлинг в⦁кинематографе), но⦁насыщает ее⦁идеями и⦁наблюдениями из⦁разных сфер. Это делает текст плотным, а⦁мысль⦁— наглядной, и⦁вызывает доверие к⦁автору.
Хотите совершенствоваться в мастерстве экспертного высказывания? Начните со знакомства с вебинаром «Три кита экспертного текста» и читайте книжки Роберта Макки.