Блог WriteNow
Про тексты

Что ваш читатель ест сегодня на обед?

«Мне надо было привести пример, и я сказала: «Например, вы приготовили слишком много еды, и не съели всё. Вы же её выбросите?» <…> Я сразу почувствовала, что ляпнула что-то не то. Все напряглись, комната заморозилась. Казалось, что в зал проник зимний ветер. Очень трудно было вернуть внимание группы. Я видела, что они продолжают думать о выброшенной еде. <…> В перерыве я всё поняла. Люди принесли с собой обед, и я увидела, что у них было. Одна женщина ела печёную картофелину. Большую, но это был весь её обед. Она подошла ко мне и предложила половину…»
Этот пример я подсмотрела в заметке про Марину Боррузо (если честно, не знаю, кто она такая, Google подсказывает, что тренер личностного роста и путешественница). Так или иначе, в начале 1990-х Марина проводила тренинг в России, и, похоже, он дался ей нелегко.

Промахи, когда случайный или даже любовно подобранный пример, метафора или кейс не сработали либо сработали не так, есть в копилке каждого спикера и каждого автора. Их регулярно совершают не только тренеры, но и авторы. Просто обратная связь от читателей редко поступает настолько мгновенно и неотвратимо.

В отличие от спикера, который смотрит в глаза аудитории и кожей чувствует, как «все напряглись», а «комната заморозилась», мы не знаем, какое число читателей сейчас отбросили книгу или смахнули статью со словами: «Ну да, ну да, нам бы ваши сложности».

Я называю это «непопадание в контекст» — контекст жизни вашей аудитории. Очень трудно сделать работоспособный контент, не понимая, в какой контекст он попадет. А носитель контекста — не автор, не медиа и не текст. Носитель контекста всегда — читатель.

Чтобы подстраховаться, принято составлять «аватар читателя» или «портрет целевой аудитории». Хотя я лично считаю, что лучшая профилактика таких промахов — искренний интерес и уважение к своему адресату.

С недавних пор мне очень хочется составить список вопросов, который помог бы автору «увидеть» своего читателя еще до встречи с ним (всё, что я встречала до сих пор, не выдерживает критики и едва ли убережет от «ляпов» в тексте). Один из вопросов нам удачно подсказала Марина Боррузо:
Что мой читатель ест сегодня на обед?
Еще один я вывела для себя сама, когда проводила вебинар «Бренд эксперта». Там есть интерактив, когда аудитории нужно угадать «носителя бренда» по одной узнаваемой фразе.
Дальше будет спойлер! Если вы не смотрели выбинар, лучше не читайте, а посмотрите.
Самая первая фраза, которую я выбрала для этого упражнения, является дословной цитатой: «Мальчик, который выжил». Я была уверена, что про этого персонажа просто не может возникнуть двух мнений!

Но первый же ответ, который прилетел в чат, был обескураживающим и заставил сильно понервничать: «Маугли»… Дальше посыпались десятки гарри поттеров, но с тех пор я точно знаю: разные люди живут в разном контексте. И один из главных вопросов, который полезно задать себе про целевую аудиторию, для меня звучит так:
«Мальчик, который выжил» для моего читателя — это Маугли, герой фильма «Жизнь Пи» или все-таки Гарри Поттер?
А что вы хотели бы заранее знать про своего адресата? И как бы вы про это спросили, чтобы был толк — для автора и для текста? Очень советую составить свой список вопросов.