Блог WriteNow

Что ваш читатель ест сегодня на обед?

«Мне надо было привести пример, и я сказала: «Например, вы приготовили слишком много еды, и не съели всё. Вы же её выбросите?» <…> Я сразу почувствовала, что ляпнула что-то не то. Все напряглись, комната заморозилась. Казалось, что в зал проник зимний ветер. Очень трудно было вернуть внимание группы. Я видела, что они продолжают думать о выброшенной еде. <…> В перерыве я всё поняла. Люди принесли с собой обед, и я увидела, что у них было. Одна женщина ела печёную картофелину. Большую, но это был весь её обед. Она подошла ко мне и предложила половину…»

Этот пример я подсмотрела в заметке про Марину Боррузо (если честно, не знаю, кто она такая, Google подсказывает, что тренер личностного роста и путешественница). Так или иначе, в начале 1990-х Марина проводила тренинг в России, и, похоже, он дался ей нелегко.

Промахи, когда случайный или даже любовно подобранный пример, метафора или кейс не сработали либо сработали не так, есть в копилке каждого спикера и каждого автора. У меня тоже.

В начале 2000-х я проводила тренинг по деловой переписке для сотрудников одного большого красно-белого банка.

Сначала мы отлично провели две группы в Москве, а через пару месяцев поехали в Киев — повторять программу для украинского представительства. Перед стартом тренинга я решила растопить лёд и сказала, что очень люблю украинский язык, но, к сожалению, совершенно его не знаю. Зато неплохо знаю польский. Осваивать деловую переписку, однако, сегодня мы будем по-русски, несмотря на то, что собрались на Украине.

Пара любезных ничего не значащих фраз, правда? А теперь угадайте, на что мы потратили следующие сорок минут… На обсуждение предлогов «в» и «на», конечно!

И если до моего необязательного «лирического вступления» отношение участников к «понаехавшим» из Москвы тренерам было нейтрально-позитивное, то дальше нам пришлось всерьез извернуться, чтобы вернуть их доверие.

«Ляпы» как этот или тот, про который рассказывает Марина Боррузо, регулярно совершают не только тренеры, но и авторы. Просто обратная связь от читателей редко поступает настолько мгновенно и неотвратимо.

В отличие от спикера, который смотрит в глаза аудитории и кожей чувствует, как «все напряглись», а «комната заморозилась», мы не знаем, какое число читателей сейчас отбросили книгу или смахнули статью со словами: «Ну да, ну да, нам бы ваши сложности».

Я называю это «непопадание в контекст» — контекст жизни вашей аудитории. Очень трудно сделать работоспособный контент, не понимая, в какой контекст он попадет. А носитель контекста — не автор, не медиа и не текст. Носитель контекста всегда — читатель.

Чтобы подстраховаться, принято составлять «аватар читателя» или «портрет целевой аудитории». Хотя я лично считаю, что лучшая профилактика таких промахов — искренний интерес и уважение к своему адресату.

С недавних пор мне очень хочется составить список вопросов, который помог бы автору «увидеть» своего читателя еще до встречи с ним (всё, что я встречала до сих пор, не выдерживает критики и едва ли убережет от «ляпов» в тексте).

Один из вопросов нам удачно подсказала Марина Боррузо:
— Что мой читатель ест сегодня на обед?

Еще один я вывела для себя сама, когда проводила вебинар «Бренд эксперта». Если вы помните, там есть микроинтерактив, когда нужно угадать «носителя бренда» по одной узнаваемой фразе. Самая первая фраза, которую я выбрала для этого упражнения, является дословной цитатой: «Мальчик, который выжил». Я была уверена, что про этого персонажа просто не может возникнуть двух мнений! Но первый же ответ, который прилетел в чат, был обескураживающим и заставил сильно понервничать: «Маугли»… Дальше посыпались десятки гарри поттеров, но с тех пор я точно знаю: разные люди живут в разном контексте. И один из главных вопросов, который полезно задать себе про целевую аудиторию, для меня звучит так:

«Мальчик, который выжил» для моего читателя — это Маугли, герой фильма «Жизнь Пи» или все-таки Гарри Поттер?

А что вы хотели бы заранее знать про своего адресата? И как бы вы про это спросили, чтобы был толк — для автора и для текста?

Будет здорово, если вы подключитесь к составлению списка нетривиальных вопросов про целевую аудиторию. Он бы всем нам очень пригодился. 
Про тексты