Ни «экспертный текст», ни «бренд эксперта» мы, к сожалению, не придумали, но мы в WriteNow эту тему концептуализировали и в некотором смысле вывели на рынок (мне даже кажется, что вебинар «Бренд эксперта» в 2016-м году на самом деле был первым на эту тему на российском рынке ).
Итак, что же это за экспертные тексты?
Есть несколько простых маркеров, по которым можно отличить экспертный контент от любого другого.
№0 Экспертные тексты пишут эксперты
Это вроде бы очевидно и вопросов не вызывает (хотя много вопросов вызывает, кого считать экспертом, но сейчас о другом). Куда менее очевидно, что эксперты — тоже люди и пишут много всякого, в том числе художественного, маркетингового, учебного и просто бла-бла-бла.
Так что давайте избавимся от иллюзий: не любой текст, написанный экспертом, — экспертный. Поэтому нам нужны другие маркеры. Вот они.
№1 Экспертный текст — это полезный текст
Главная польза от экспертного текста такая же, как от взаимодействия с самим экспертом — возникновение ясности. От хорошего экспертного текста у читателя возникает ощущение, что «пряжа в мозгах распутывается», или, как я недавно в одном отзыве прочитала: «Что-то важное расчпокнулось в голове». «Расчпокнулось» — это не про инсайт, это про возникновение ясности.
Инсайт, оргазм и катарсис для экспертного текста — хорошо, но совершенно не обязательно, а вот польза в форме возникновения ясности — это must.
Важно: экспертный текст пользу не обещает, он ее дает. Мысль «С этой проблемой вы сами не справитесь, приходите ко мне на платную консультацию» для пользы, мягко говоря, мелковата.
№2 Экспертный текст содержит экспертные суждения
Чтобы долго не объяснять, я придумала формулу:
Экспертное суждение = (Фундаментальные знания + Профессиональный опыт) х Личное мнение.
Важно: без множителя не летит. Знания и опыт для эксперта — это «руда», которую он обогащает в процессе своих рассуждений. Ровно поэтому экспертный текст всегда синтезирует новое знание, такое, какого раньше не существовало, а не только воспроизводит или систематизирует имеющиеся. В этом его принципиальное отличие от учебника или Википедии.
№3 Экспертный текст — это уважительный текст
Он написан из презумпции уважения к читателю. Хамство, ёрничание, манипуляции, передергивание, обесценивание, заигрывание автоматически переводят экспертное высказывание в разряд IMHO.
Важно: Не имеет значения, насколько умный, честный и инстайтный перед вами текст. Если после его прочтения вы себя почувствовали «тварью дрожащей», которую повозили «фейсом об тейбл», автор этого текста не заслуживает доверия как эксперт. Потому что нельзя приносить пользу тому, кого не уважаешь.
Если автор выходит из уважительного дискурса, он выходит из экспертной позиции. всегда.
Помните об этом, пожалуйста, и когда пишете, и когда читаете.
Намного подробнее об этих и других маркерах я рассказываю в вебинаре «Три кита экспертного текста».