Блог WriteNow
Про бренды Про экспертов

Личный бренд для интровертов

Среди вопросов про личное продвижение есть один, который меня неизменно обескураживает: «Как продвигать себя, если я интроверт?»
Психолог Никита Карпов в обсуждении этой темы иронично заметил, что так поставленный вопрос — «красивый фантик для „как продвигать себя, не прилагая усилий“». Боюсь, что я склонна с ним согласиться. Давайте попробуем разобраться, что способствует, а что мешает личному продвижению, и какое отношение к этому имеет (или не имеет) интроверсия.
По моему глубокому убеждению, есть ровно три вещи, которые всерьез влияют на успех в персональном продвижении. Вот они:

Личностная зрелость

Звучит как очень сложный и малопонятный конструкт, но я его упрощаю до двух вещей:
  1. понимание себя;
  2. отсутствие непроработанных травм, явно препятствующих успешному социальному взаимодействию*.
*Социопатия и нарциссизм противопоказаниями к успешному социальному взаимодействию и, как следствие, персональному продвижению не являются. А вовсе наоборот, увы.
Поймите меня правильно: фобии, мании, гипертревожность, стеснительность, сверхчувствительность к⦁обратной связи, неадекватная (в⦁любую сторону) самооценка и⦁дыра на⦁месте личных границ⦁— это то, что мешает в⦁первую очередь жить и⦁общаться, а⦁не⦁«строить личный бренд» или «продвигать себя в⦁соцсетях».
Я боюсь ошибиться, но мне кажется, что одеяло интроверсии довольно часто пытаются натянуть именно на эти вещи: я интроверт, поэтому я чего-то не могу… выступать на большую аудиторию, отвечать на комментарии в соцсетях, фотографироваться на обложки и т. д.
Интроверсия — это не диагноз (как дислексия или анорексия), а предпочитаемое поведение, т. е. такое, которое я выбираю, когда есть выбор (читай: в свободное от работы время). Сама по себе интроверсия не является ни противопоказанием, ни даже ограничением, чтобы стать прекрасным спикером или сверхпопулярным блогером. Можно быть интровертом и публичным человеком и даже получать от этого удовольствие.
Алена Владимирская (160k+ подписчиков в соцсетях), Владимир Гуриев (80k+), Алина Фаркаш (50k+) — все эти люди идентифицируют себя как интроверты, по их собственным словам, «неисправимые» и «глубокие».
Что все-таки делать, если от мысли об ответить на комментарий или провести вебинар подскакивает давление, выпадают волосы и потеют ладони? Тут напрашивается ответ: идти на психотерапию. Но я не являюсь адептом психотерапии, особенно поголовной. Поэтому, если кому-то интересна моя версия ответа, я бы действовала в два шага:
  1. Задать себе вопрос: «Насколько сильно от этого страдает качество моей жизни, моей карьеры и моей работы?» Если ответ «сильно», то смотри выше: идти на психотерапию. Если любой другой, переходить к следующему шагу.
  2. Провести инвентаризацию: самостоятельно, в команде или с ментором составить список всего (всего-всего!), что мне необходимо или просто полезно делать для персонального продвижения. Поделить лист на три колонки и разнести по ним пункты из этого списка:
  1. Хочу и умею делать.
  2. Не умею, но хочу и планирую научиться.
  3. Не буду делать, даже если умею или научусь.
Первое — это сильные стороны. На них делаем ставку в своем продвижении.
Второе — зоны развития, их развиваем.
Третье — это ограничения, их придется либо избегать, либо делегировать.

Хорошая новость: в норме в третью колонку попадает всего 1−2 пункта. Например, «Выступать без подготовки в прямом эфире» (этого избегаем) или «Рисовать слайды для презентаций» (это делегируем). Если список в третьей колонке длиннее, чем в соседних двух, возвращаемся на Шаг 1 и идем на психотерапию.
«Продвигаться, не насилуя себя» (то, о чем мечтают все известные мне эксперты и все известные мне интроверты) — это про понимание того, как задачи распределяются между колонками. По моим наблюдениям, свой набор ограничений есть у всех, но очень плохо типируется и зависит главным образом от индивидуального узора наших компетенций, травм и прошлого опыта (а не от значений по шкале интроверсия/экстраверсия).

Когнитивные способности

Это то, что в быту называют мышление, интеллект или просто мозги. Не скажу про другие сферы жизни, но с точки зрения персонального брендинга быть умным — выгодно. Продвижение — это результат деления, как бы парадоксально это ни звучало. Мы делимся (знаниями, опытом, эмоциями, историями, суждениями), и у нас прибывает (просмотры, подписчики, лайки, известность, узнаваемость, авторитет).
Человеку с мозгами, во-первых, априори есть, чем делиться, а, во-вторых, органична сама идея «деления». Люди, думающие и знающие, лучше других понимают, что мысль рождается и обогащается в процессе обсуждения, поэтому редко бывают скупы на полезный контент. Не очень умным людям всегда «жалко».
К сожалению для всех нас, умные люди чаще подвержены синдрому Даннинга-Крюгера и склонны занижать ценность того, что могли бы сказать миру. Подлинные профессионалы, как известно, сомневаются в себе, тогда как неофиты, дилетанты и просто посредственности не знают сомнений.
Ксчастью, персональное продвижение — это игра в долгую. И на длинной дистанции обычно становится видно, кому есть что сказать, а кто годами мусолит и пережевывает одно и то же или просто ворует чужое.
Хорошая новость: когнитивные способности вполне себе развиваются, а профессионализм вообще — дело наживное.

Мотивация

Это прямое следствие того, что я написала двумя предложениями выше: персональное продвижение — игра в долгую. Истории «проснуться знаменитым» случаются, но чаще всего их невозможно даже предугадать, не говоря уже про спланировать.
«Хочешь славы, готовься к долгой и упорной работе.»
Это не моя мысль, а Златопуста Локонса — самодовольного героя второй книги про Гарри Поттера. Он знал толк в "личном брендинге".
Персональное продвижение идеально вписывается в формулу: быстро — это медленно, но без перерывов. Вот, чтобы «без перерывов» (и без срывов), нужно хорошо понимать зачем.
Зачем профессионалу личный бренд? Я лично знаю только одну стоящую причину: восполнить дефицит влияния. Доктор наук, член-корреспондент РАН Виктор Полтерович сказал про это так:
«Я пишу статью, когда я хочу на что-то повлиять».
Заработать денег, получить много лайков, привести клиентов — это все замечательно, но на что вы хотите повлиять? Те, кого мы привыкли называть «люди-бренды», как правило, точно знают ответ на этот вопрос. Ищите свой.
Это три вещи, которые мне сходу приходят в голову. Но, поразмыслив, я бы добавила еще одну (и она действительно до некоторой степени связана с интроверсией).

Ресурность

Для себя я это понятие представляю как химическую валентность. У разных атомов есть способность образовывать разное число связей. Максимальная валентность атомов бора, углерода и азота, например, равна 4, фосфора — 5, серы — 6 и т. д. (Этот фрагмент я скопировала из Википедии, не подумайте ничего плохого).
Так вот у людей, как в старом анекдоте, все точно так же! Моя «социальная валентность» драматически низкая, как у водорода, в районе единички. Я стараюсь не планировать на день больше одной серьезной встречи, ивента или просто содержательного разговора. А, если планирую, то увеличиваю себе запас времени на восстановление.
У других знакомых мне людей ресурс социального взаимодействия существенно выше. Я знаю тех, кто проводит 5−7 консультаций в день и в перерыве между ними выступает на онлайн-конференции.
Принципиальная разница между нами в том, что я в процессе любого социального взаимодействия ресурс расходую, а они — получают. Это действительно то, что, как мне кажется, довольно четко отличает интровертов от экстравертов. Экстраверты, как известно, отдыхают на вечеринках, а интроверты — после вечеринок.
Что делать, если у вас низкая «социальная валентность» и любое взаимодействие с миром отнимает много ресурсов?

Во-первых, знать свои возможности и учитывать их, чтобы себя не загнать. Это вообще важнейшая часть успеха в персональном продвижении (а, возможно, в принципе любого успеха) — уважение к собственным ресурсам.
Во-вторых, знать органичные для себя способы «подзарядки» и закладывать в график время на восстановление.

И первое, и второе, к слову, одинаково необходимо, как интровертам, так и экстравертам! Но наполнение будет разным. Это одна из причин, почему я не верю в «универсальные планы продвижения» и вообще ни во что универсальное или даже «типическое», когда речь заходит про персональный брендиниг. На то он и — персональный!

И наконец, последнее: помните, что личный бренд профессионала (aka бренд эксперта) не имеет ничего общего с пиаром личной жизни, выставлением напоказ того, что вам не хотелось бы выставлять, манипуляциями, враньем и навязыванием. Если вам трудно и не хочется делать эти вещи, это не значит, что вы — интроверт. Скорее всего, вы просто нормальный человек.