Задайте себе вопрос: про что мы чаще всего говорим «личный» (помимо бренда)?
Хотите угадаю ответ? «Личная жизнь», конечно! Так отвечает три четверти участников, когда я задаю аналогичный вопрос на консультациях и мастер-классах. Остальные называют «личные вещи», «личное мнение», «личное дело» (ain't nobody's business) или просто «ничего личного».
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова фиксирует у слова «личный» четыре основных значения. Но практика словоупотребления показывает, что для большинства из нас «личный» — это в первую очередь «частный, приватный». Стоит ли удивляться, что личный бренд стал для многих синонимом пиара на личной жизни: кто, в чем, когда и с кем. Тем более, что именно к этому мы привыкли в исполнении шоуменов и кинозвезд.
Если копнуть чуть глубже, можно увидеть, что слово «личный» (как и «личность») восходит к существительному «лицо». Отсюда растут ноги у убеждения, что личный бренд — это что-то про внешность, глянец и дорогие костюмы. Мелькать на обложках, светиться на мероприятиях, в прямом смысле слова быть «лицом фирмы» — так для многих выглядит работа над персональным брендом.
Наконец, за словом «лицо» угадывается еще одно — «личина». Этимологически у них общий корень («лик»), а вот значения в языке закрепились разные. «Личина» — это маска, а в переносном смысле — притворство. Идея, что бренд — это специально придуманный для публики образ, маска, которую можно надеть и снять, — еще одна популярная грань личного брендинга. Даже те, кто не склонен к актерству, часто готовы разделять принцип: «Fake it, till you make it» (Делай вид, пока на самом деле не добьешься).
Все это вместе сыграло злую шутку со Светланой и Михаилом (и со многими другими профессионалами, кто когда-либо задумывался о персональной известности). Задача стать узнаваемым лицом затмила цель — быть востребованным профессионалом, и либо привела к отказу от публичности, либо завела не туда.