«ПО ЗАКОНАМ ЖАНРА»
Колонка, кейс или статья-инструкция? Как хорошо вы разбираетесь в жанрах экспертного текста?
Жанр текста не умозрительная конструкция, нужная только филологам. Жанр — это то, что соединяет замысел автора и ожидания читателя.

Что бы вы ни намеревались писать — посты для соцсетей или экспертные статьи для деловых СМИ — понимание законов жанра повышает шансы, что ваш текст пройдет фильтры редакции и найдет отклик аудитории.

Этот короткий тест поможет оценить, насколько вы чувствительны к особенностям разных жанров и способны считывать и доносить их в экспертных высказываниях.
Проверить себя
Как вы думаете, в каком жанре написан этот текст?
Нет, это не кейс, хотя многие путают. Названия статей-кейсов, как и статей-инструкций, тоже часто начинаются с «как», но строятся иначе. Вот если бы статья Александра Кукушкина называлась «Как мы улучшили презентацию клиента», вы были бы правы. Такой заголовок сразу указывает, что в тексте будет рассказ о конкретном опыте, а не список советов. К сожалению, путаница между кейсом и инструкцией часто возникает не только на уровне заголовков: авторы склонны выдавать одно за другое. Это вводит читателя в заблуждение и дискредитирует не только жанр, но и автора как эксперта. Лучше разобраться и так не делать.
Вы правы, это действительно статья-инструкция! Однозначное указание на жанр — вопрос «Как сделать…», вынесенный в заголовок. Это опорный вопрос для статьи-инструкции. Вкупе с прилагательным «любую» он формирует ожидание, что дальше в тексте будет не рассказ о личном опыте или обзор вариантов, а универсально полезные рекомендации. Статья-инструкция Александра Кукушкина эти ожиадния полностью оправдывает, обязательно почитайте!
В каком-то смысле статью-инструкцию, конечно, можно назвать обзором советов, но и цели, и форма у них разные. Вот если бы текст Александра Кукушкина назывался «Как улучшить любую презентацию: 10 сервисов для создания анимированных слайдов», разумно было бы предположить, что перед нами обзор — тех самых сервисов. А в этот раз вы ошиблись, это другой жанр.
Нет, это не статья-просветитель. Глагол «улучшить» в заголовке явно указывает, что текст Александра Кукушкина адресован тем, кто не понаслышке знаком с предметом и нуждается не в «просвещении», а в совершенствовании практических навыков. Это другой читательский запрос и другой жанр, любимый и авторами, и редакторами, и читателями — статья-инструкция. Обязательно освойте его, если хотите зарекомендовать себя как успешного практика.
Вы промахнулись, это не колонка. Текст Александра Кукушкина можно признать колонкой разве что по объему, но с точки зрения структуры, содержания и подачи это другой очень популярный и востребованный жанр, который стоит освоить каждому автору-эксперту — статья-инструкция.
Дальше
Проверить
Узнать результат
А как на счет этой публикации — сможете определить жанр по заголовку?
Перепутать кейс со статьей-инструкцией несложно, но с обзором? Вы явно погорячились. Конечно, это не статья-кейс, и ничто в заголовке текста Анны Дозорцевой на жанр кейса даже не намекает. В названии кейса почти всегда заложен конфликт, а список («30 книг», «10 идей», «15 причин» и т.п.) — верный признак статьи-обзора.
Неожиданный ответ. Даже если предположить, что вы впервые узнали о жанрах экспертного текста из нашего теста, читательский опыт и здравый смысл должны навести на мысль, что публикация Анны Дозорцевой — это статья-обзор, но никак не инструкция. Списки («30 книг», «20 правил», «15 причин» и т.п.) — характерный маркер статьи-обзора. С помощью этого жанра автор-эксперт помогает аудитории сориентироваться в океане возможностей и сделать выбор. Попробуйте силы в этом жанре, ваши читатели наверняка оценят.
Конечно, это статья-обзор, что еще это могло бы быть? «30 книг», «10 онлайн-сервисов», «20 авторских приемов» — типичные маркеры обзора. Автор показывает читателю всю «поляну» и помогает сориентироваться, чтобы сделать выбор. Именно за это мы так любим статьи-обзоры! Хотите завоевать доверие читателей? Обязательно освойте этот жанр, аудитория будет вам благодарна. Текст Анны Дозорцевой можно смело брать как пример.
Ну, нет. Статья-просветитель помогает разобраться в явлении — тренде, методе, феномене, технологии, инструменте. Списки («30 книг», «20 правил» и т.п.) — верный признак совсем другого жанра — обзора. Обзор позволяет автору-эксперту показать не только глубину, но и широту знаний, а читателю — сориентироваться в океане возможностей. Если вы еще не освоили этот жанр, обязательно сделайте это. Статья-обзор Анны Дворецкой может стать хорошим примером.
В 2012 году журналист Валерий Панюшкин опубликовал на «Снобе» авторскую колонку под названием «15 вопросов атеисту», но это скорее исключение из правил. Сердцем колонки редко бывает список («30 книг», «20 правил» и т.п.). Сама идея списка конфликтует с базовыми принципами колонки как жанра, среди которых — компактность и цельность. Поэтому здесь вы ошиблись: текст Анны Дворецкой — это не колонка, а другой горячо любимый читателями жанр — статья-обзор.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Попробуем еще разок: высказывание в каком жанре стоит ожидать от текста c таким названием?
Вы совершенно правы: это кейс. Скажем честно, тут было трудно ошибиться. Во-первых, с пометкой «личный опыт» чаще всего публикуются именно статьи-кейсы. Во-вторых, все остальные элементы заголовка тоже наводят на мысли о кейсе — от личных местоимений и личных глаголов («я», «начала», «полюбила») до указания на путь от «было» к «стало». Кейс — это всегда история трансформации, и текст Юлии Третьяковой — прекрасный пример того, как можно историю собственных изменений осмыслить и описать с пользой для читателя. Берите на вооружение!
Написать статью-инструкцию на основе только личного опыта — большой соблазн и большая ошибка. Хорошая статья-инструкция — всегда результат рефлексии повторяющихся ситуаций в опыте разных людей. В противном случае рекомендации могут оказаться неработоспособными ни для кого, кроме автора. Так что это, конечно, не статья-инструкция. Зато личный опыт — отличная основа для статьи-кейса, и Юлия Третьякова дает пример того, как можно историю собственных изменений осмыслить и описать с пользой для читателя.
Ну нет, какой же это обзор? Ни намека на перечисление, сопоставление или помощь в выборе — а это именно то, чего читатели ждут от обзора. Зато есть указание на личный опыт — с такой пометкой, как правило, публикуются статьи-кейсы. И текст Юлии Третьяковой дает отличный пример высказывания как раз в этом сложном, но востребованном жанре. Хотите зарекомендовать себя как успешного практика? Делайте ставку на статьи-кейсы.
«Бег как способ полюбить себя» или «Польза бега для принятия своего тела» — если бы (вдруг) текст Юлии Третьяковой назывался так, можно было бы заподозрить в нем статью-просветитель. А здесь перед нами пример высказывания совсем в другом жанре, сложном, но очень востребованном, — статья-кейс. Пометка «личный опыт» в заголовке статьи наглядно на это указывает.
Хорошая версия. Колонка — личностно-ориентированный жанр, т.е. подразумевает тексты с выраженным авторским началом. Поэтому указание на личный опыт (так же, как личные местоимения и личные глаголы в названии текста) способно навести на мысль о колонке. Но сердце колонки все-таки авторская позиция, и именно она обычно выносится в заголовок и в лид. Текст Юлии Третьяковой построен вокруг идеи трансформации («было-стало»), а это — характерная особенность другого популярного жанра — статьи-кейса.
Дальше
Проверить
Узнать результат
А теперь задачка поинтереснее. Ниже на картинке — фрагмент статьи. Постарайтесь предположить, в каком жанре написан текст, из которого он взят.
Кейс? Серьезно? Ни тема, ни форма ее донесения для кейса никак не подходят. Но если тему, предположим, как-то можно додумать (собственный опыт столкновения с газлайтингом?), то такое обстоятельное теоретическое введение в кейсе будет выглядеть неуместно. Если есть подозрение, что читатель слабо знаком с предметом, о котором вы планируете рассказать, стоит сначала погрузить его в тему, например, при помощи статьи-просветителя, как это делает Александра Савина. Тогда следующие публикации в жанре кейса или статьи-инструкции лягут на подготовленную почву.
Увы, нет, это не статья-инструкция. Судите сами: инструкции мы адресуем читателям, которые уже настолько хорошо знакомы с предметом, что готовы действовать самостоятельно — на основе наших рекомендаций. А в этом фрагменте автор буквально объясняет «на пальцах», что такое газлайтинг, откуда он взялся и как может себя проявлять. Для статьи-инструкции это была бы избыточная информация, а вот для статьи-просветителя, напротив, самое то. Текст Александры Савиной — прекрасный пример того, как можно «просветить» аудиторию, погрузить ее в новую и малопонятную тему и помочь составить о предмете собственное представление. Берите на вооружение!
Вы не далеки от истины. Статьи-обзоры нередко включают ознакомительную — «просветительскую» — часть, чтобы читатель мог составить представление о каждом предмете и ответственно подойти к выбору. Но такое обстоятельное введение в историю термина для обзора, пожалуй, избыточное. А вот для статьи-просветителя — самое то. Погрузить читателя в суть явления, осветить историю вопроса, перечислить симптомы, разобрать причины и следствия — все это можно (и нужно) делать при помощи статей-просветителей! Если ваша аудитория пока «плавает» в теме или имеет о ней ошибочное представление, статья-просветитель — ваш выбор. Текст Александры Савиной можно смело брать за образец.
Бинго! Вы угадали: это статья-просветитель. Автор текста именно что просвещает аудиторию, т. е. подробно и обстоятельно доносит до читателей суть явления — сравнительно нового и поэтому малознакомого. Рассказ об истории возникновения термина, разъяснение его смысла и перечисление симптомов — характерные черты статей-просветителей. Это важнейший и, увы, недооцененный жанр, который помогает авторам-экспертам не только продемонстрировать объем и глубину своих знаний, но и сформировать у аудитории правильное отношение к предмету, а в перспективе — воспитать компетентных заказчиков. Если до сих пор вы пренебрегали статьями-просветителями, наверстывайте упущенное! Текст Александры Савиной можно смело использовать как образец высказывания в этом жанре.
Колонку часто называют «микстом» разных жанров. В ней легко можно обнаружить элементы кейса или статьи-инструкции и в некоторых случаях даже обзора. Но вот со статьей-просветителем колонку не роднит почти ничего. Так что вы ошиблись, этот фрагмент едва ли мог быть взят из экспертной колонки. Для такого обстоятельного теоретического введения в компактном жанре колонки просто нет места. Текст Александры Савиной написан в жанре статьи-просветителя. Если ваша аудитория пока «плавает» в теме или имеет о ней ошибочное представление, статья-просветитель поможет это исправить. Берите на вооружение!
Дальше
Проверить
Узнать результат
И еще один фрагмент текста, на этот раз — самое начало. Попробуйте по первым абзацам угадать, в каком жанре написан весь текст.
Вы правы: перед нами статья-кейс. Для любого другого жанра столь долгое и подробное описание событий было бы неуместным. Примеры и микроистории из личной и профессиональной практики — хороший «вход» почти в любой экспертный текст, независимо от жанра, но только в статье-кейсе история используется не для иллюстрации, а как конструирующий принцип. Видишь экспертный текст, построенный как история, — будь уверен: перед тобой статья-кейс. Кстати этот текст Антона Туркина так и называется: «Программист открыл кофейню на проходном месте, но всё пошло не так. История фейла».
Примеры и микроистории из личной и профессиональной практики — хороший «вход» почти в любой экспертный текст, независимо от жанра. Но скажем честно: для статьи-инструкции вступление длинновато. Такое внимание к деталям, описательная манера повествования и выход на конфликт («На деле оказалось, что мой бизнес-план можно было сразу засунуть в шредер») — отличительные черты статьи-кейса. Именно в этом жанре написан текст Антона Туркина.
Гм, и что же автор планирует «обозреть» после такого развернутого вступления? Трудно представить себе читателя, который в надежде получить обзор продерется через такое количество не относящихся к делу деталей и описаний. Конечно, текст Антона Туркина написан не в жанре обзора. Это — статья-кейс — единственный экспертный жанр, основанный на принципах сторителлинга.
О, нет. Статья-просветитель — самый отстраненный и «обезличенный» жанр экспертного текста, в нем мало места (и мало поводов) для демонстрации авторского «я». В отличие от статьи-кейса, где личный опыт (частный или профессиональный) как раз составляет фундамент жанра. Текст Антона Туркина, написанный в жанре статьи-кейса, — отличная тому иллюстрация.
Отчасти вы правы. Этот фрагмент вполне вписывается в представления о жанре колонки. Он цельный (для колонки это важно), опирается на личный опыт и отражает переживания автора (это тоже отличительные особенности текстов в жанре колонки). Но содержательно это в первую очередь статья-кейс. В экспертной колонке автор скорее использовал бы историю, чтобы обосновать позицию, в тексте Антона Туркина история нужна, чтобы вскрыть конфликт (почему его бизнес-план не сработал). Анализ перипетий и препятствий, с которыми герой столкнулся на пути к цели — ключевой элемент статьи-кейса, и это ровно то, что мы видим в приведенном выше фрагменте.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ну и вопрос на засыпку: к какому жанру вы отнесли бы текст, из которого взят этот фрагмент?
Сложно сказать, что навело вас на мысли о кейсе, но этот текст был опубликован на Facebook. Большинство читателей сказали бы про него просто «пост». И большинство авторов, кстати, тоже. Идея «Мне не нужны все эти ваши кейсы и инструкции, я просто хочу писать посты для соцсетей» по-прежнему популярна. И по-прежнему ошибочна. «Пост на Facebook» — это не жанр. Писать для соцсетей можно и в жанре кейса, и в жанре обзора, и в жанре инструкции. А конкретно этот текст Андрея Мовчана написан в жанре экспертной колонки. Как мудро сказала редактор Инна Кравченко: «Блогер — это колумнист без редактора». Хотите продвигать себя в соцсетях? Осваивайте разные жанры, а колонку — в первую очередь!
Сложно сказать, что навело вас на мысли о статье-инструкции, но этот текст был опубликован на Facebook. Большинство читателей сказали бы про него просто: «пост». И большинство авторов, кстати, тоже. Идея «Мне не нужны все эти ваши кейсы и инструкции, я просто хочу писать посты для соцсетей» по-прежнему популярна. И по-прежнему ошибочна. «Пост на Facebook» — это не жанр. Писать для соцсетей можно и в жанре кейса, и в жанре обзора, и в жанре инструкции. А конкретно этот текст Андрея Мовчана написан в жанре экспертной колонки. Как мудро сказала редактор Инна Кравченко: «Блогер — это колумнист без редактора». Хотите продвигать себя в соцсетях? Осваивайте разные жанры, а колонку — в первую очередь!
Сложно сказать, что навело вас на мысли оо обзоре, но этот текст был опубликован на Facebook. Большинство читателей сказали бы про него просто: «пост». И большинство авторов, кстати, тоже. Идея «Мне не нужны все эти ваши кейсы и инструкции, я просто хочу писать посты для соцсетей» по-прежнему популярна. И по-прежнему ошибочна. «Пост на Facebook» — это не жанр. Писать для соцсетей можно и в жанре кейса, и в жанре обзора, и в жанре инструкции. А конкретно этот текст Андрея Мовчана написан в жанре экспертной колонки. Как мудро сказала редактор Инна Кравченко: «Блогер — это колумнист без редактора». Хотите продвигать себя в соцсетях? Осваивайте разные жанры, а колонку — в первую очередь!
Сложно сказать, что навело вас на мысли о статье-просветителе, но этот текст был опубликован на Facebook. Большинство читателей сказали бы про него просто: «пост». И большинство авторов, кстати, тоже. Идея «Мне не нужны все эти ваши кейсы и инструкции, я просто хочу писать посты для соцсетей» по-прежнему популярна. И по-прежнему ошибочна. «Пост на Facebook» — это не жанр. Писать для соцсетей можно и в жанре кейса, и в жанре обзора, и в жанре инструкции. А конкретно этот текст Андрея Мовчана написан в жанре экспертной колонки. Как мудро сказала редактор Инна Кравченко: «Блогер — это колумнист без редактора». Хотите продвигать себя в соцсетях? Осваивайте разные жанры, а колонку — в первую очередь!
Йоу, вы совершенно правы! Этот текст Андрея Мовчана в жанровом смысле ближе всего к экспертной колонке, хотя и был опубликован не в СМИ, а на Facebook. Большинство читателей сказали бы про него просто: «пост». И большинство авторов, кстати, тоже. Идея «Мне не нужны все эти ваши кейсы и инструкции, я просто хочу писать посты для соцсетей» по-прежнему популярна. И по-прежнему ошибочна. «Пост на Facebook» — это не жанр. Писать для соцсетей можно и в жанре кейса, и в жанре обзора, и в жанре инструкции. Но «королева соцсетей», конечно, колонка. Как мудро сказала редактор Инна Кравченко: «Блогер — это колумнист без редактора». Хотите продвигать себя в соцсетях? Осваивайте разные жанры, а колонку — в первую очередь!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Я — котик, у меня лапки
Результаты, сами видите, так себе. В связи с этим у меня есть две версии. Первая: вы оставили ноутбук открытым и тест заполнял ваш кот. Причем задней лапой. Вторая: слова «кейс» и «статья-инструкция» для вас пока действительно пустой звук.

С котами я, увы, не работаю. А вот со вторым случаем точно можно помочь.

Как начать разбираться в жанрах экспертного текста? Ниже пара советов:

Читайте и анализируйте
Если честно, идея «Чтобы лучше писать, надо больше читать» не вполне подтверждается практикой. Но наша задача сейчас — разобраться. А для этого надо накопить, что разбирать. Поэтому для начала просто читайте и старайтесь фиксировать, чем разные тексты отличаются друг от друга — по структуре, подаче и способу раскрытия темы. Начать можно с профессиональных изданий и блогов, а также с авторитетных деловых СМИ.

Двигайтесь постепенно
Автору-эксперту полезно иметь в портфеле публикаций тексты разных жанров. Но не всё сразу, правда? Выберите один жанр и изучите его изнутри. Не знаете, как подойти к этой задаче? Приходите ко мне на консультацию и супервизию работы над публикацией — во всем разберемся. Или закажите модульную учебную программу для своей команды. Ваш кот будет вами гордиться!

Практикуйтесь!
Хорошо пишут не те, кто много знают, а те, кто много знают и много пишут. Забудьте, что «работаете над экспертным текстом». Представьте, что пишете письмо — коллеге или клиенту. Подумайте о том, что ему в вашей теме понятно, а что совсем не понятно, что интересно, а что не очень. Практикуйтесь в искусстве объяснять.

Смешивайте, но не взбалтывайте
Система жанров не уголовный кодекс, вы не обязаны следовать ей «от и до» без права на ошибку. Изучая тексты разных авторов, вы сами увидите, что образцов «чистого жанра» среди них не так уж много. Но жанр — надежный ориентир, который поможет не сбиться с пути, особенно на первых порах. В основе каждого жанра лежит конструирующий принцип и ключевой вопрос. Старайтесь, чтобы эксперименты с формой их не размывали. Тексты-«мутанты» редко вносят ясность.

Думайте о пользе
Экспертный текст — это в первую очередь полезный текст, в каком бы жанре вы ни писали. Стремитесь каждым текстом «распутывать пряжу в голове у читателей» — это главное. А выбранный жанр подскажет средства, которыми это лучше делать.
Пройти еще раз
Я не волшебник, я только учусь
Не так уж все просто с этими жанрами, да? И это мы, можно сказать, «тренировались на кошках», т. е. на чужих публикациях. Стоит начать работать над собственным текстом, вопросов становится еще больше (и список ответов не прилагается).

Чтобы чувствовать себя увереннее в работе с экспетртным контентом, возьмите на вооружение эти советы:

Заложите базу
Переходить к работе над собственным текстом всегда проще, имея хорошую базу. Выберите один жанр и изучите его изнутри. Не знаете, как подойти к этой задаче? Приходите ко мне на консультацию и супервизию. Или закажите модульную учебную программу для своей команды.

Практикуйтесь!
Хорошо пишут не те, кто много знают, а те, кто много знают и много пишут. Забудьте, что «работаете над экспертным текстом». Представьте, что пишете письмо — коллеге или клиенту. Подумайте о том, что ему в вашей теме понятно, а что совсем не понятно, что интересно, а что не очень. Практикуйтесь в искусстве объяснять.

Смешивайте, но не взбалтывайте
Система жанров не уголовный кодекс, вы не обязаны следовать ей «от и до» без права на ошибку. Изучая тексты разных авторов, вы сами увидите, что образцов «чистого жанра» среди них не так уж много. Но жанр — надежный ориентир, который поможет не сбиться с пути, особенно на первых порах. В основе каждого жанра лежит конструирующий принцип и ключевой вопрос. Старайтесь, чтобы эксперименты с формой их не размывали. Тексты-«мутанты» редко вносят ясность.

Думайте о пользе
Экспертный текст — это в первую очередь полезный текст, в каком бы жанре вы ни писали. Стремитесь каждым текстом «распутывать пряжу в голове у читателей» — это главное. А выбранный жанр подскажет средства, которыми это лучше делать.
Пройти еще раз
Кто молодец? Я молодец!
Поздравляем — вы хорошо справились! Очевидно, что вы чувствительны к особенностям разных жанров и способны считывать их в тексте, хотя, возможно, не всегда делаете это осознанно.

Чтобы чувствовать себя увереннее в работе над собственными экспертными публикациями, возьмите на вооружение эти советы:

Помните, для кого и зачем пишете
Хороший текст — не тот, в котором структура совпадает с жанром, а тот, в котором жанр совпадает с запросом читателя. Читателю, который уже купил молоток и хочет понять, как им пользоваться, не нужно объяснять, кто изобрел молоток и какие они бывают. Это разные запросы и разные жанры.

Не обманывайте аудиторию
Мы формируем ожидания к тексту еще до того, как его прочитали. Если заголовок обещает рассказ о том, как вы открыли кофеточку и почему ее пришлось закрыть, мы ожидаем, что в тексте будет история — с завязкой, кульминацией и развязкой, а не бухгалтерский отчет. Обманутые ожидания аудитории — потерянное доверие к автору.

Смешивайте, но не взбалтывайте
Система жанров не уголовный кодекс, вы не обязаны следовать ей «от и до» без права на ошибку. Изучая тексты разных авторов, вы сами увидите, что образцов «чистого жанра» среди них не так уж много. Но жанр — надежный ориентир, который поможет не сбиться с пути, особенно на первых порах. В основе каждого жанра лежит конструирующий принцип и ключевой вопрос. Старайтесь, чтобы эксперименты с формой их не размывали. Тексты-«мутанты» редко вносят ясность.

Не экономьте на пользе
Экспертный текст — это в первую очередь полезный текст, в каком бы жанре вы ни писали. Стремитесь каждым текстом «распутывать пряжу в голове у читателей» — это главное. А выбранный жанр подскажет средства, которыми это лучше делать.

Совершенствуйтесь!
Я, конечно, рекомендую делать это вместе. Приходите ко мне на консультацию и супервизию. Или закажите модульную учебную программу для своей команды. Хорошо пишут не те, кто много знают, а те, кто много знают и много пишут!

Пройти еще раз
Я — король мира!

Превосходный результат! Поздравляем! Вы отлично чувствуете особенности разных жанров, легко их считываете и безошибочно замечаете несоответствия. Дело за малым: применить все это на практике — в работе над собственным текстом.

Вот несколько советов, которые вы можете взять на вооружение, работая с экспертным контентом:

Помните, для кого и зачем пишете
Хороший текст — не тот, в котором структура совпадает с жанром, а тот, в котором жанр совпадает с запросом читателя. Читателю, который уже купил молоток и хочет понять, как им пользоваться, не нужно объяснять, кто изобрел молоток и какие они бывают. Это разные запросы и разные жанры.

Не обманывайте аудиторию
Мы формируем ожидания к тексту еще до того, как его прочитали. Если заголовок обещает рассказ о том, как вы открыли кофеточку и почему ее пришлось закрыть, мы ожидаем, что в тексте будет история — с завязкой, кульминацией и развязкой, а не инструкция к кофемашине. Обманутые ожидания аудитории — потерянное доверие к автору.

Смешивайте, но не взбалтывайте
Система жанров не уголовный кодекс, вы не обязаны следовать ей «от и до» без права на ошибку. Изучая тексты разных авторов, вы сами увидите, что образцов «чистого жанра» среди них не так уж много. Но жанр — надежный ориентир, который поможет не сбиться с пути, особенно на первых порах. В основе каждого жанра лежит конструирующий принцип и ключевой вопрос. Старайтесь, чтобы эксперименты с формой их не размывали. Тексты-«мутанты» редко вносят ясность.

Не экономьте на пользе
Экспертный текст — это в первую очередь полезный текст, в каком бы жанре вы ни писали. Стремитесь каждым текстом «распутывать пряжу в голове у читателей». А выбранный жанр подскажет средства, которыми это лучше делать.

Совершенствуйтесь!
Я, конечно, рекомендую делать это вместе. Приходите ко мне на консультацию и супервизию. Или закажите модульную учебную программу для своей команды. Хорошо пишут не те, кто много знают, а те, кто много знают и много пишут!
Пройти еще раз