Мальчик долго страдал, лежал на столе, лежал под столом, грыз карандаш, нарисовал монстра, ныл, попросил попить, сходил пописать, взрыднул, снова ныл, в конце концов начал что-то карябать в тетради. Через двадцать минут спросил, как назывался отель, в котором мы летом жили в Палермо. Я заподозрила неладное.
В общем, ребенок, как мог, пытался восстановить свое лето по дням, со всеми остановками.
Тут, признаюсь, я взрыднула сама.
Во-первых, потому что взрослые авторы и спикеры, с которыми я время от времени работаю, регулярно пытаются делать то же самое в текстах и презентациях: ответственно перечисляют все события и факты — строго в том порядке, в котором они происходили. (Ноют, кстати, тоже.)
Во-вторых, потому что у нашего мальчика, в отличие от взрослых авторов и спикеров, вообще-то, была подсказка, вполне работоспособная. Ему выдали три листочка — по одному под каждый раздел истории.
На первом листочке было написано: Introduction, What happened in the beginning? (Введение Что произошло в начале?)
На втором: Feelings, What did you feel when this happening? (Эмоции: Что ты чувствовал, когда это произошло?)
На третьем: Summary, What happened at the end? (Вывод: Чем все закончилось).
Это очень неплохая подсказка и очень популярная структура — трехактная, завещанная нам еще Аристотелем. Причем в качестве кульминации ребенку предлагалось зафиксировать feelings, эмоции, а в этом, кто бы что ни говорил, вся суть сторителлинга: не рассказать читателю, что с нами произошло, а побудить почувствовать то, что мы чувствовали, когда с нами это происходило.
Мальчик подсказку, конечно, проигнорировал (совсем, как многие взрослые авторы и спикеры).
В-третьих, я с ужасом поняла, что сейчас мне предстоит держать экзамен на профессионализм, объясняя основы успешной письменной коммуникации собственному ребенку. От этой мысли мне самой захотелось попить, пописать и полежать под столом. Пришлось сжать зубы и процитировать Кармин Галло: «История — это факты с душой».
Дальше мы выписывали факты (Сицилия — это остров, на нем есть вулкан, вулкан покрыт черным песком), в число которых предсказуемо затесались feelings (понравилось—не понравилось, было холодно, скучал по бабушке и т.п.), а потом, как могли, разнесли все это по трем страничкам подсказки.
— Как ты думаешь, почему нам не понадобилось название отеля? — Осторожно спросила я сына за ужином.
— Потому что про это никому неинтересно читать? — задумчиво ответил мальчик.
На картинке к этому посту — монстр, нарисованный до сочинения.