Блог WriteNow
Про тексты

Назови меня своим именем

Еще в 2018-м году я всерьез изучала вопрос, как формируется доверие к текстам и к авторам. Один из важных параметров, которые на это влияют, — использование правильного вокабуляра. Процитирую тут сама себя (это фрагмент статьи «Вас приветствует автопилот», целиком ее можно прочитать тут.)
Исследования внешности, которые проводят, например, Бен Джонс и Лайза Дебрюн из Института нейробиологии и психологии Университета Глазго, доказывают, что люди склонны больше доверять тем, кто похож на них самих. Это в равной мере относится к речи.

Речь — важнейший ориентир в системе «свой—чужой». Характерные словечки, узнаваемые обороты, устоявшиеся термины, метафоры, шутки, которые мы понимаем и разделяем, на инстинктивном уровне подталкивают нас к решению: человек, который так говорит и пишет — из нашей «стаи», ему можно верить.
Прямо сейчас я работаю над некоторой профессиональной задачей, которая подтолкнула меня к осознанию, что тест «свой—чужой» мы как авторы с завидной регулярностью проваливаем уже на самом старте — когда промахиваемся с тем, как люди в разных профессиях и индустриях называют сами себя, то, чем занимаются, и тех, для кого работают.

В разных отраслях бизнеса принято очень по-разному именовать участников сделки: того, кто платит, — плательщика, заказчика, клиента, покупателя, потребителя, пользователя… Чувствуете, да? Уже началось.

То же самое касается обозначения объекта оплаты («продукта») и его «поставщика». Для этих понятий в языке существует множество слов, и, если в некоторых индустриях профессиональный вокабуляр подвижен, то в других терминология устоялась и любой промах — явное указание на то, что вы тут либо чужак, либо совсем новичок. При этом мы, конечно, просто в силу привычки склонны всех «называть своим именем».

Если вы работаете с разными бизнесами или — особенно — пишете для них и про них, сохраните себе эту памятку. Потому что в устной речи при необходимости можно извиниться и быстро поправиться, а текст остается свидетельством нашей неопытности или невнимательности на годы, а иногда навсегда.
По клику изображение можно увеличить и открыть файл для скачивания