Идея, что талантливые (или просто успешные) авторы «пишут, как дышат» — легко, быстро и сразу начисто — чрезвычайно живуча. Причем сами авторы охотно поддерживают этот миф. Умберто Эко в «Заметках на полях «Имени розы» рассказывает историю про поэта-романтика Альфонса де Ламартина:
«He помню, о котором своем знаменитом стихотворении Ламартин писал, что оно пришло к нему внезапно, грозовой ночью, в лесу. После его смерти нашлись черновики с поправками и вариантами: это наверное самое вымученное стихотворение во всей французской словесности.» (Цитата по
изданию Издательства АСТ, перевод Е. Костюкович).
Похоже, Ламартин еще в XVIII веке догадался о том, что ученые экспериментально подтвердили в наши дни: люди склонны выше оценивать результат, достигнутый озарением и врожденным талантом, чем учебой и упорным трудом.
В 2011 году ученые из Гарварда Чиа-Джанг Цай и Мазарин Банайи провели эксперимент, о котором рассказали